Основные причины, обуславливающие недостаточное поступление таможенных платежей в федеральный бюджет и деятельность таможенных органов по обеспечению их уплаты

Причин занижения таможенных платежей достаточно много. Одной из них является сравнительно высокий уровень таможенных платежей. Для уменьшения размера уплачиваемых таможенных платежей участники ВЭД либо уменьшают стоимость товаров, либо их реальное количество.

В среднем 2/3 нарушений при прохождении российского импорта через таможенную границу вызваны занижением цены и количества ввозимых товаров, что означает значительное непоступление таможенных пошлин и налогов в бюджет страны. Наибольшие потери российского бюджета связаны с импортом из Германии, Китая, Польши и Италии, по которым масштабы занижения таможенной стоимости превышали 2/3 стоимости импорта.

Также таможенная статистика неадекватно отражает импорт физических лиц. Этот вид импорта достиг беспрецедентно больших объемов. Нерегистрируемый беспошлинный импорт — это товары, ввозимые физическими лицами в пределах установленной беспошлинной квоты (до 1000 долл. США и 50 кг) и товары, перемещаемые через таможенную границу в упрощенном (льготном) порядке (от 1000 до 10000 долл. США и от 50 до 250 кг). Размеры этой части импорта определяются путем соответствующего досчета, который осуществляется Центральным Банком России на основе сопоставления розничного товарооборота на внутреннем рынке и объемов поступления товарных ресурсов по учтенным каналам по данным Федеральной службы статистики. Стоимость товаров, ввезенных физическими лицами за 1994-2001 гг., составила около 1/4 от официальной оценки импорта России по методологии платежного баланса. Самых больших значений эта доля достигла в 1996 г. — 31%, в 1 999 г. она упала до самого низкого уровня — 23%, в 2001 г. составляла 23,5% и оставалась, по нашей оценке, примерно на том же уровне в 2002 и в 2003 годах. Большое значение показателя в 1996 объясняется большим размером беспошлинной квоты в то время.

Ввоз товаров физическими лицами в пределах установленных беспошлинных квот — это полулегальный канал поступления товаров без регистрации таможенными органами. Использование таможенных льгот для физических лиц превратило этот бизнес в один из самых распространенных способов провоза «серого» импорта. Крупные фирмы, организовавшие бизнес на беспошлинном ввозе товаров под видом физических лиц, провозят товары в крупных объемах, дробя их на мелкие партии. Каждая партия оформляется по доверенности на подставное физическое лицо. Импортируемые по такой схеме потребительские товары в зависимости от размера партии ввозятся беспошлинно, или облагаются пошлинами по льготным ставкам.

На «серый» импорт потребительских товаров приходится, по разным оценкам, 80-90% общего объема этого вида торговли. Таким образом, мелкий бизнес превратился в прикрытие «серого» импорта. С учетом «серого» импорта оценка «теневого» импорта существенно возрастает, поскольку при оценке «теневого» импорта должны суммироваться обе составляющие: незарегистрированный таможней импорт (превышение экспорта партнеров над импортом) и «серый» импорт физических лиц.

Негативные последствия такого положения сказываются не только в том, что федеральный бюджет теряет доходы. Не менее важно и то, что нарушаются условия равноправной конкуренции внутри страны, создаются серьезные препятствия для развития внутреннего производства. «Теневой» импорт затрудняет реализацию регулирующей функции таможенной системы, сводит на нет эффективность тарифной политики государства.

Факты «теневого» импорта многочисленны. 04 апреля 2006 года сотрудниками оперативных подразделений Шереметьевской таможни был выявлен факт перемещения товаров через таможенную границу РФ с нарушениями действующего законодательства. В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий было установлено следующее: в Шереметьевскую таможню были поданы документы на груз, согласно которым некая фирма-импортер перемещала через таможенную границу РФ мягкие контактные линзы для коррекции зрения в количестве 19 мест общим весом 153 кг. Однако в ходе таможенного досмотра груза было установлено, что количество контактных линз во флаконах превышает заявленное на 3700 шт., а количество линз в индивидуальных пластиковых упаковках — на 24858 шт.

Главное управление по борьбе с контрабандой Федеральной таможенной службы России (ГУБК ФТС России) подвело итоги спецоперации «Гиацинт», проведенной в феврале — марте 2006 г. по всей стране и направленной на выявление нарушений при перемещении через таможенную границу цветочной продукции. Данный сегмент рынка является привлекательным для недобросовестных предпринимателей и позволяет незаконно получать значительный доход, используя лазейки в таможенном законодательстве, в том числе заявление таможенному органу недостоверных сведений при оформлении ввозимой продукции, что выражается в занижении стоимости перемещаемой партии цветов или выдача по документам одного вида товара за другой с более низкой ставкой импортной пошлины. В ходе операции сотрудниками таможни выявлены новые схемы и каналы незаконного ввоза цветочной продукции в Россию, а в отношении недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности возбуждено 2 уголовных дела по ст. 188 УК РФ (контрабанда) и более 50 дел об административных правонарушениях. В результате проведённых мероприятий объём цветочной продукции, прошедшей таможенное оформление, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 34 %, стоимость — на 50 %, сумма взысканных таможенных платежей возросла на 41 %, в федеральный бюджет перечислено около 17 млн. долл. США.

Одна московская фирма использовала достаточно банальную схему уклонения от уплаты таможенных платежей, заключающуюся в занижении количества перемещаемых товаров. Таможенникам удалось установить маршрут следования контрабандного груза, в результате чего на таможенном посту «Хыркасы» Чувашской таможни (в зоне деятельности Приволжского таможенного управления) было задержано две большегрузных фуры, следующих из Китая в Москву по процедуре международных дорожных перевозок. По предварительным подсчётам 17,5 тыс. пар обуви не было задекларировано, причём часть товара была сокрыта в тайнике, оборудованном в одном из грузовиков. Стоимость задержанного товара составляет более 2,5 млн. руб. Товар следовал в адрес московской фирмы, осуществляющей оптовую торговлю товарами народного потребления.

Другое задержание произведено на подступах к столице — в Сергиевом Посаде, где при проверке четырех контейнеров оказалось, что вес каждого из них был занижен на несколько тонн, а общая стоимость незадекларированного товара превысила 3 млн. долларов США.

Значительный ущерб федеральным доходам наносит коррупция в самих таможенных органах. В отношении должностных лиц таможенных органов в 2005 году возбуждено 216 уголовных дел, по которым проходят 155 человек. Привлечено к уголовной ответственности 107 должностных лиц. За аналогичный период прошлого года данные цифры соответственно составили 192, 188 и 80.

В марте 2005 года Управлением собственной безопасности при содействии правоохранительных органов Финляндии и Великобритании пресечена деятельность преступной группировки (с участием таможенников), которая организовала незаконный ввоз в Россию дорогостоящих моторных яхт. Деятельностью преступной группы государству нанесен ущерб в размеров 1 млн. долларов США. В отношении участников данной преступной группы возбуждены уголовные дела.

В январе 2005 года от руководителей одной из коммерческих фирм, занимающихся реализацией парфюмерии получена информация о вымогательстве со стороны сотрудников Центральной оперативной таможни 200 тыс. долларов США за прекращение проверки в отношении указанной фирмы. При получении взятки в размере 30 тысяч долларов США данные сотрудники были задержаны с поличным.

Значительный ущерб доходам федерального бюджета наносит неправильное администрирование таможенных платежей самими таможенными органами.

Так в Отчете Счетной палаты РФ «О результатах проверки исполнения Федерального закона „О федеральном бюджете на 2004 год“ по доходам в разрезе классификации доходов бюджетов Российской Федерации в ФТС России» обнаружены серьезные нарушения.

Например, идентификация по видам налогов на 3,5 млн. долларов США, поступивших в конце декабря 2002 года на счет по учету таможенных платежей ГТК России от Ассоциации международных автомобильных перевозчиков, была произведена таможенными органами почти через 2 года после поступления этих средств на счет по учету таможенных платежей. Только в марте 2004 года ФТС России были приняты меры по идентификации платежей, поступивших от Ассоциации международных автомобильных перевозчиков на счет ГТК России в июне 2002 года, мае, октябре-декабре 2003 года на общую сумму 5,5 млн. долларов США. В результате указанных недостатков в оформлении документов Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков, длительной идентификации произведенных Ассоциацией платежей происходили задержки в поступлении платежей в федеральный бюджет.

Также были случаи, когда пени начислялись таможенными органами не за каждый день просрочки платежей, начиная со дня ее возникновения, а по мере оформления документов, предусмотренных для этих случаев налоговым и таможенным законодательством: требования об уплате таможенных платежей, инкассового поручения, решения таможенного органа о взыскании сумм задолженности за счет имущества должника, судебного решения и исполнительных документов.

В результате в отчетности о задолженности по уплате таможенных платежей и базе данных ФТС России, учитывающей задолженность участников внешнеэкономической деятельности, сумма пени была занижена в несколько раз. Так, например, по ООО «Рэйдмикс» сумма задолженности по уплате пеней по состоянию на 1 января 2005 года составила 47,9 млн. рублей, из них было доначислено 45,3 млн. рублей. Из 64,5 млн. рублей задолженности по пеням ООО «Бентинон» было доначислено 39,6 млн. рублей, из 107,1 млн. рублей по МАRK-2 доначислено 78,4 млн. рублей.

Кроме того, данное положение дел привело к тому, что сумма пени, начисленная на момент выставления инкассового поручения, была погашена участниками внешнеэкономической деятельности по прошествии длительного периода времени с момента выставления инкассового поручения в том же размере.

В 2004 году имело место несвоевременное перечисление ФТС России платежей участников внешнеэкономической деятельности в федеральный бюджет. Несвоевременно перечислялись в федеральный бюджет таможенные платежи крупных плательщиков, вносящих на счета таможенных органов авансы в счет платежей, предстоящих по мере осуществления внешнеэкономических операций. Эти платежи перечислялись ФТС России в федеральный бюджет не по мере осуществления плательщиками внешнеэкономических операций, а только после того, как на всю сумму авансовых платежей оформлялись грузовые таможенные декларации.

На наш взгляд необходимо совершенствование деятельности Главного управления федеральных таможенных доходов ФТС РФ по ускорению идентификации таможенных платежей в их общей сумме.

С задержкой перечислялись в федеральный бюджет платежи, по которым реестры платежных поручений на перечисление средств в доход федерального бюджета были получены ФТС России от региональных таможенных органов в конце декабря 2004 года.

Всего в доход федерального бюджета 2004 года не было перечислено таможенных платежей на сумму 25601,3 млн. рублей, подлежащих уплате в бюджет. В то же время в доход федерального бюджета в 2004 году были включены таможенные платежи 2003 года в сумме 5762,0 млн. рублей, по которым реестры платежных поручений от региональных таможенных органов получены ФТС России 23-26 декабря 2003 года.

Всего доходы федерального бюджета на 2004 год по доходам, администрируемым ФТС России, были занижены на 19839,3 млн. рублей.

В 2004 году имели место случаи, когда таможенные органы не успевали произвести взыскание штрафных санкций с участника внешнеэкономической деятельности в указанный срок исполнения постановления о назначении административного наказания за правонарушения в области таможенного дела. Вместе с тем законодательство Российской Федерации не предусматривает возможность списания таможенными органами задолженности по уплате указанных штрафных санкций.

Значительные средства не поступают в федеральный бюджет в связи с нечетким правовым регулированием применения таможенных преференций при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товаров в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями и технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций. Законодательством Российской Федерации было не определено содержание понятий «основные производственные фонды» и «технологическое оборудование», что создает возможность произвольного отнесения таможенными органами товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, к основным производственным фондам и технологическому оборудованию.

Таким образом, система учета поступающих таможенных платежей таможенными органами требует своего совершенствования. Разумеется необходимо повышать эффективность деятельности таможенных органов.

В заключении целесообразно рассмотреть некоторые пути повышения собираемости таможенных платежей. Рассмотрим их далее.

Главный способ решения проблемы занижения таможенной стоимости — это наличие в таможенных органах объективной справочной ценовой информации о стоимости товаров на мировом рынке. Другими словами необходима разработка единой базы ценовой информации на основные товары и услуги.

Крайним шагом было бы введение так называемой «предотгрузочной инспекции», в ходе которой заключение о реальном количестве и цене импортируемого товара выносит не таможенный инспектор, а нанятая государством частная компания. Принятие решения о передаче функций госорганов частной иностранной компании можно было рассматривать как признание ФТС РФ неисправимо коррумпированной и не способной исполнять свои обязанности. Правительство хотело привлечь к созданию предотгрузочной инспекции, которая предусматривает дополнительный контроль товара при его загрузке на территории страны-экспортера, компанию SGS. Сегодня SGS осуществляет предотгрузочную инспекцию в 17 государствах Африки, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. Европейских стран среди клиентов компании по этому виду деятельности до сих не было. Был также опыт Грузии и Молдавии, но и там от этой идеи отказались.

Введение такой меры является нецелесообразным. Во-первых, ни в одной из развитых стран такая мера не используется. Во-вторых, даже те страны СНГ, которые использовали предотгрузочную инспекцию — отказались от нее. Основной аргумент против — государство теряет свои рычаги влияния в области таможенного дела, становится зависимым от действий зарубежной компании.

Однако полагаться только на ценовую информацию инспекционных компаний нецелесообразно. Следует расширить состав источников ценовой информации.

Необходимо также более широкое применение современных информационных технологий, в частности, формирование и постоянное поддержание в актуализированном состоянии с учетов изменения конъюнктуры рынка базы данных по ценам на товары и услуги. Данная база должна содержать информацию по товарам с учетом детализированного кода ТН ВЭД России, наименования и описания товара, страны происхождения, фирм-производителей, марок, моделей, артикулов, технологий производства, маршрутов доставки и видов транспорта, страхования и других факторов, влияющих на ценообразование.

Важным аспектом этой работы является то, что необходимо не только создать базу данных справочных цен, но и обеспечить ее использование в автоматизированном режиме в ходе таможенного оформления.

Система должна работать по следующему алгоритму. Вначале декларант заявляет свою стоимость таможенному инспектору и то сверяет ее с базой. При отсутствии значительных отклонений товар продолжает оформляться. Если же существуют определенные отклонения, то инспектор может потребовать дополнительные документы, подтверждающие стоимость товара, либо выпустить товар с обеспечением уплаты таможенных платежей по стоимости, рассчитанной на основе ЕБЦИ.

При этом возможно применить норму пункт 3 статьи 40 НК РФ . Она гласит, что в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 40 (при совершении внешнеторговых сделок), когда цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20 процентов от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.

Рыночная цена определяется с учетом ряда положений. Так рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях. Рынком товаров (работ, услуг) признается сфера обращения этих товаров (работ, услуг), определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар (работу, услугу) на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории Российской Федерации или за пределами Российской Федерации. Идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров учитываются, в частности, их физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель. При определении идентичности товаров незначительные различия в их внешнем виде могут не учитываться. Однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми.

При определении однородности товаров учитываются, в частности, их качество, наличие товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения. При определении рыночных цен товаров, работ или услуг принимаются во внимание сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми. Сделки между взаимозависимыми лицами могут приниматься во внимание только в тех случаях, когда взаимозависимость этих лиц не повлияла на результаты таких сделок. При определении рыночных цен товара, работы или услуги учитывается информация о заключенных на момент реализации этого товара, работы или услуги сделках с идентичными (однородными) товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях. В частности, учитываются такие условия сделок, как количество (объем) поставляемых товаров (например, объем товарной партии), сроки исполнения обязательств, условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида, а также иные разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены.

При этом условия сделок на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров, работ или услуг признаются сопоставимыми, если различие между такими условиями либо существенно не влияет на цену таких товаров, работ или услуг, либо может быть учтено с помощью поправок.

Также учитываются обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки. В частности, учитываются скидки, вызванные:

  • сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги);
  • потерей товарами качества или иных потребительских свойств;
  • истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;
  • маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;
  • реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей. Одной из основ развития ЕБЦИ будет получение ценовой информации из разных источников.

Реализация указанных мероприятий позволит увеличить перечисляемые в федеральный бюджет таможенные платежи за счет проведения корректировок таможенной стоимости и роста индекса таможенной стоимости ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров. По предварительным оценкам сумма дополнительных поступлений составит ежегодно не менее 15 млрд. рублей. При ориентировочной стоимости данных работ 500 млн. рублей (на три года 2007-2009) эффективность финансовых затрат составит 90 рублей на каждый вложенный рубль. В последующие годы затраты на поддержание базы данных в актуализированном состоянии будут существенно ниже, и, следовательно, эффективность таких технологий будет более высокой.

Автор статьи: С. Дворянов, Первый заместитель Председателя Московской Столичной Коллегии адвокатов, Почетный адвокат России, Кандидат экономических наук.